Йога Леди
Нигумы (Стенограмма лекции, перед занятием йогой).
Добрый день. Меня зовут
Геше Майкл Роуч. И сегодня мы поговорим
о Леди Нигуме, и о предмете этого видео,
ее йоге.
Для начала я немного
расскажу об истории этого йога-комплекса,
и о жизни человека, который его разработал.
Этот комплекс был
разработан Леди Нигумой, которая жила
примерно тысячу лет назад в Индии. Этот
йога-комплекс представляет особую
важность, поскольку он подлинный, мы об
этом расскажем чуть позже. Существуют
письменные свидетельства этой йоги в
Тибете, которые были записаны порядка
четырехсот лет назад, и подробно
описывающие все асаны этой йоги.
В Тибете люди занимаются
йогой Леди Нигумы уже более тысячи лет,
и раньше ее передавали из уст в уста, но
письменное свидетельство йоги Леди
Нигумы было записано Ламой по имени
Тераната, родившимся в 1575 году нашей
эры. И эти записи идут с 1000-го года. Леди
Нигума разработала этот комплекс, ровно
тысячу лет назад в Индии, и с тех пор его
передавали из уст в уста. А мы смогли
найти копию той рукописи, и перевести
ее. Таким образом, комплекс йога асан о
котором мы будем говорить, самый старый
йога-комплекс, который был письменно
документирован. Йога-сутры, конечно же
намного старше, но они на самом деле не
описывают конкретных йога упражнений.
Хатха-йога Прадипика, описывающая
некоторые упражнения, немного старше
йоги Леди Нигумы, веков на пять. Таким
образом, йога которую вы увидите на
видео, это самые старые документированные
йога упражнения, позы, асаны, а также
первый йога-комплекс разработанный
йогиней, женщиной практикующей йогу.
Я считаю, что ее йога
уникальна во всем мире, поскольку для
леди Нигумы йога была не только
упражнениями, не только асанами. Ее йога
в Тибете называется «Тункор», что на
тибетском означает «машина», или «машина
тела». Вы можете себе представить тело,
как набор рычагов, блоков и шестерней,
это и означает «Тункор». Ее «Тункор»,
или йога Леди Нигумы, уникальна в истории
йоги, поскольку в рукописях она на самом
деле описывает зачем мы делаем те или
иные йога-асаны. Для нее, йога-асаны это
путь к просветлению, это метод достижения
просветления, и каждая скрутка, каждый
прогиб, каждая бандха, каждое удержание,
все они имеют конкретные цели по очищению
сердца, духа, и ума.
В рукописях, у ее
«Тункор», ее йоги, написано: «Если вы
страдаете от зависти, тогда вам нужно
сделать эту скрутку, в области живота,
а если вы часто испытываете гнев, тогда
вам стоит сделать прогиб влево, поскольку
он раскроет правый канал, и уменьшит
ваш гнев». Рукописи документирующие ее
йогу, которую мы нашли в Санкт-Петербурге,
и Манголии, и перевели, они очень
увлекательные, поскольку в них она
описывает каждую отрицательную эмоцию
существующую в человеческом сердце, и
прописывает конкретные йога позы для
нее. Этим и уникальна йога Леди Нигумы.
Она также очень интересно раскрывает
тему чакр.
Обычно, мы преподаем
йогу Леди Нигумы, как серию комплексов.
В первом комплексе, которому посвящено
это видео, мы сфокусируемся на ее
презентации того, как йога открывает
чакры в теле, и что это означает для
человека, что происходит с вами, если
ваши чакры открываются йога-асаной.
Я думаю, прежде чем мы
погрузимся в эти детали, было бы интересно
немного поговорить о жизни Леди Нигумы.
Мы мало знаем о ее жизни, в отличии от
жизни йога Сматмарамы, написавшего
Хатха-Йогу «Прадипику», или мастера
Патанжели, написавшего «Йога-Сутру». В
Индии и Тибете не было традиции писать
книги по истории, они не записывали
жизнеописание людей, истории жизни
людей передавались из уст в уста, но
никто не записывал их биографию. У нас
нет хороших биографий мастера Патнажели,
или йога Сватмарамы, но в случае с Леди
Нигумой у нас есть рукопись, под названием
«Голубые летописи», написанная около
семисот лет назад.
В этой книге кратко
описывается жизнь Леди Нигумы. Это очень
красивая история, она выросла в деревне,
в юго-восточной Индии, сейчас это
территория Бенгала. Тогда, в этой области
Индии активно изучали Буддизм, самые
знаменитые монастыри древней Индии,
монастырь «Налендра», «Викаламашила»,
эти великие буддистские монастырские
университеты, великие индуистские школы
йоги, они сосуществовали рядом. Люди
вместе учились, сотрудничали друг с
другом, учились друг у друга. Во времена
Леди Нигумы, в северо-восточной Индии
шло великое единение Буддистов и
индуистских йогов. Если изучать деревья
передачи, которые на санскрите называются
«Прам-Пра», например, из хатха-йоги
«Прадипики» можно найти Наропу, а также
можно найти некоторых великих Махасидхов,
как великих святых признанных в тибетском
Буддизме, так и многих великих индийских
йогов, например Матьсьендру, или Гаракшу,
которые были индуистами. В те дни, два
клана, клан буддистских йогов и клан
индуистских йогов, жили вместе, и
сотрудничали друг с другом.
Итак, Леди Нигума
родилась в маленькой деревушке, в
северо-восточной Индии. Она жила
спокойной, размеренной жизнью, помогала
своему отцу, который был священником-брахманом,
индуистским священником. Однажды, она
услышала о принце по имени Наропа.
История гласит, что Наропа родился в
северно-восточной индии, тысячу лет
назад, он родился в княжеской семье, и
с самого раннего детства не показывал
ни малейшего желания быть богатым
человеком. Он не хотел богатства, и не
хотел становиться князем, он хотел быть
йогом, и познать истинный смысл жизни,
он хотел достичь просветления в своей
жизни.
Это типичная ситуация,
когда карма быть князем, совпадает с
кармой быть великим йогом. В какой-то
момент, человек должен сделать выбор,
если у него карма великого богатства и
комфорта, и карма стать просветленным.
Наропа достиг этой развилки на своем
пути, и должен был выбрать. Он сказал
своим родителям, что решил посвятить
себя пути йоги, и пути духовного развития.
Его отец, как и все князья беспокоился
о наследнике, которому бы он мог передать
свое княжество, и попытался отговорить
Наропу от следования духовному пути.
То же самое, между прочим, произошло и
с самим Гаутамой Буддой, примерно
пятнадцать веков до Наропы. Наропа в
угоду своим родителям сказал:
- Хорошо, я соглашусь
стать принцем нашего княжества, соглашусь
завести семью, соглашусь жениться,
чтобы моя жена стала княгиней нашего
княжества, но у меня есть определенные
требования относительно жены, и вы
должны найти такую женщину, иначе я ни
на ком не женюсь, я хочу особую женщину.
Его родители сказали: - Хорошо, и какую же
женщину ты хочешь? - Ну, во первых, ее имя
должно быть Нигума, и ей должно быть
(обычный возраст для женитьбы в Индии
того времени был пятнадцать-восемнадцать
лет), ей должно быть столько-то, и
столько-то лет, она должна иметь высокий
социальный статус в Индуизме, она должна
быть из семьи Брахманов, занимающих
самый высокий уровень в нашем обществе,
но она также должна быть Буддисткой.
Его родители расстроились, в те времена,
быть буддистом и индуистом одновременно,
было невозможно. Она также должна быть
фантастически красива, и очень
сострадательна. - Он составил длинный
список, думая, что такую женщину найти
будет невозможно, и был уверен, что
сможет стать монахом и йогом,
и что ему не придется жить семейной
жизнью.
Король в отчаянии
поручил двум министрам найти эту женщину
Нигуму. История гласит, что за год они
обошли весь Бенгал, заходя в каждую
маленькую деревушку, в поисках этой
женщины. Им не удалось ее найти, они
сильно похудели, ужасно выглядели, были
грязны, и начали походить на бродяг.
Как-то раз, они присели отдохнуть в
какой-то деревне, рядом с колодцем, и у
них не было ведра, чтобы достать воду
из колодца, они просто сидели рядом с
колодцем, как вдруг какая-то красивая
девушка подошла к колодцу. Они подумали,
кто эта красавица? Вокруг ее тела была
обвита брахманская сутра, священная
нить семьи Брахманов. Они еще больше
заинтересовались, так она из семьи
Брахманов, это хороший знак. Она оперлась
руками о край колодца, и вдруг ведро
полное воды само выскочило наружу, без
малейшего усилия с ее стороны. Она всего
лишь заглянула в колодец, и ведро само
взлетело вверх, он подхватила ведро, и
пошла прочь. Министры подумали, у нее
есть особая сила.
Они ее окликнули,
и сказали: - Мы давно в
пути, и мы очень проголодались. - Она ответила: - Мне кажется,
вы хотите пить. - Она подошла
к ним, встала на одно колено, очень
изящно разлила воду по чашкам, и подала
им, как будто они были министрами короля,
хотя выглядели они как бродяги.
Тогда они
подумали, у этой женщины сердце
Бодхисаттвы, она ведет себя как
Бодхисаттва, значит в сердце она
Буддистка.
Они спросили
ее: - А как тебя
зовут? - А меня зовут
Нигума, я из племени Нигу, и зовут меня
Нигума. - О, они были
так рады. Они сказали:
- Мы тебя
искали целый год, наконец мы тебя нашли,
как тебе повезло, сегодня твой счастливый
день, ты выйдешь замуж за Наропу, ты
станешь княгиней нашего княжества, ты
же знаешь, он принц, ты будешь так
счастлива!
Она говорит: - Постойте,
постойте, я должна спросить своего
отца.
Они сказали: - Ну конечно,
спроси отца. Ну, кто же откажет князю. - И они пошли
в дом ее отца, он выслушал их, и сказал: - Послушайте,
семья Наропы Буддисты, моя семья
Индуисты, ничего не получится, я не могу
разрешить моей дочери стать вашей
княгиней.
Министры решили
лечь на крыльцо его дома, в знак протеста,
и лежать там пока не умрут. Они сказали: - Нам лучше
умереть, чем вернуться домой и сказать,
что мы нашли Нигуму, но не смогли ее
привезти.
Они еще больше
похудели. Как-то раз, один из селян,
проходил мимо и спросил, а что вы здесь
делаете? Они объяснили. Нигума должна
была стать нашей княгиней, но ее отец
не согласен. И селянин сказал: - Ну как-то это
не правильно. - Он рассказал
своему кузену, который тоже пришел
поговорить с ними. И потом их дядя пришел
поговорить с ними, потом его сестра.
Очень скоро на улице собралась большая
толпа людей, и они начали скандировать: - Отдай Нигуму,
Наропе! Отдай Нигуму, Наропе!
В конце-концов,
отец Нигумы сдался: - Хорошо, хорошо,
будь по вашему.
В итоге они
поженились, и князь с княгиней стали
ждать детей, поскольку именно это принц
с принцессой и должны были произвести
для своего княжества. Но вместо того,
чтобы произвести детей, Наропа стал
обучать Нигуму духовным предметам. Весь
день они занимались йогой, весь день
они медитировали вместе, весь день они
вместе изучали священные книги, весь
день они помогали беднякам. У Наропы
просто не было времени создать семью.
В какой-то момент,
князь и княгиня начали настаивать на
том, чтобы Наропа произвел наследника
престола. Наропа пришел к Нигуме и
сказал: - Послушай,
если честно, я не хочу становиться
князем, я хочу быть йогом и заниматься
своим духовным развитием.
На самом деле,
это можно сделать и в семье, но Наропа
хотел это сделать по-другому. Это длинная
история, я не буду рассказывать все
подробности, в итоге он ушел, чтобы стать
монахом. Но Нигума сказала ему: - Я не могу без
тебя жить, мы должны быть вместе. - И последовала
за Наропой.
С течением
времени, он стал известнейшим монахом
древней Индии, и величайшим настоятелем
монастыря Наландра, который на тот
момент был величайшим монастырем в
мире. Это длинная история, на которую у
нас сейчас нет времени.
Вкратце, ему
явилась старуха, ведьма, начала его
дразнить, сказала, что он ничего не
знает, на, что он ответил: - Ну нет же, я
величайший монах и ученый Индии. А она
говорит: - Да ты ничего
не знаешь, ничего не знаешь о йоге. Но
он спросил: - А кто же знает
о йоге? И она ответила: - Талопа знает
йогу, и исчезла. В сердце
Наропы закралось сомнение, и второй
раз в жизни он все оставил, и ушел. Он
ушел, и стал йогом в джунглях, он посвятил
себя пути йоги и стал знаменитейшим
йогом. Потом, он обучил одного очень
смелого тибетца, который спустился с
Гималаев и нашел Наропу. Его звали Лорд
Марпа. Он обучился у Наропы, и принес
эту йогу обратно в Тибет. Последователем
Марпы, был Миларепа, самый знаменитый
медитатор Тибета. Таким образом, шесть
йог Наропы попали в Тибет, и стали там
изучаться, вплоть до прихода Цонгкапы,
учителя первого Далай Ламы. Цонгкапа
написал книгу, под названием «Ичжи Сун
Ден», «Книга трех верований», по которой
он обучил йоге первого Далай Ламу, и
эта йога дошла до настоящего времени,
и до моих учителей, которые и научили
меня йоге Наропы.
Пока Наропа
обучал йоге Марпу, Нигума, его любимая
супруга, основала замечательную школу
йоги для женщин. Это было на острове
Соса, посреди реки Ганг. Она основала
особую школу, где женщины йогини, могли
изучать йогу. Вскоре, эта школа стала
знаменита. Один тибетский монах, по
имени Кхьюнг Пон Нал Джор, услышал об
учителе, Леди Нигуме. Когда он услышал
ее имя, когда он услышал как один
путешественник упомянул ее имя, у него
было видение, что он должен найти ее. Он
умолял обучить его этой йоге, и так она
наконец согласилась. Впоследствии он
вернулся в Тибет, и эту йогу передавали
в Тибете, из поколения в поколение,
вплоть до второго Далай-Ламы Гьендуна
Гьяцу, и далее, до наших дней.
Итак, этот
йога-комплекс был разработан одной из
величайших женщин-йогинь древней Индии.
Некоторые тибетцы говорят, что ее
настоящее имя было Ниргуна, что значит
«без качеств», то есть пустота, идея
пустоты, но об этом в другой раз.
Итак, как же
работает йога Леди Нигумы, и почему она
так важна для современного человека?
Когда мы только начали изучать йогу
Леди Нигумы, мы сразу почувствовали,
что это нечто особенное. Ее йога имеет
некий особенный порядок, особая
последовательность асан, они идут вверх
по чакрам тела, с очень мощным эффектом
на тело, поскольку движения происходят
в определенном логическом порядке,
вверх по телу, от одной чакры к другой,
за счет этого, что-то происходит с праной.
Прана течет с большей легкостью после
того, как вы позанимаетесь этой йогой.
Если вы будете заниматься этой йогой
на протяжении месяца, в том порядке, в
котором она объяснила. Позы не сложные,
они не отличаются от йоги, которую
сегодня преподают на западе.
Странное дело,
йога которой обучают сегодня на западе,
будь то «Аенгарф-йога», или «Йога Шри
Патапхи Джойса», или «Йога мистера
Бикрама», или «Анусара-йога». Все эти
системы йоги, все йога-позы которым они
обучают, очень хороши, и они очень
подлинные. Что забавно, йога пришедшая
в нашу страну, как мешанина разных
практик, без какой-либо одной системы,
все позы очень хорошие и подлинные,
поэтому, в какую йога-студию вы бы ни
пошли, позы будут хорошими и подлинными,
те же позы, которые исполняются в
тибетских монастырях, очень продвинутыми
монахами. Они очень удивляются, когда
узнают, что йога таким образом попала
на запад.
У меня был
учитель, с которым я начал изучать йогу
Наропы. Он обучил меня книге Трех
Верований. Я помню, когда я закончил
степень Геше, на это уходит более двадцати
лет обучения, и в конце нужно сдать
трехнедельный экзамен, и когда ты сдаешь
этот экзамен, они говорят «Геше-Тан».
«Геше», означает эту ученую степень,
«Тан» означает получить степень Геше,
завершить степень Геше. Но «Тан», также
значит «выкинуть что-то». В монастыре
есть шутка «Геше-Тан». Когда ты получаешь
Геше, после двадцати лет обучения,
выбрось все свои книги, и расслабься.
Ну, я и «Геше-Тан», после двадцати лет,
расслаблялся в своей комнате. И тут мне
говорят, ты должен идти к настоятелю.
Рядом с комнатой настоятеля, есть особая
комната, и в ней тебя ждет Лама, ты должен
пойти и поговорить с ним.
Я туда пошел,
это было нечто. Они заводят тебя в
секретную комнату, сажают на трон, на
котором обычно дозволяется сидеть
только настоятелю. Все выходят, и запирают
за собой дверь. И ты сидишь на троне
настоятеля, часа три, к тебе приходят
всякие странные, прикольные видения.
Потом, заходит учитель и говорит: - Хорошо, теперь
ты начнешь изучать секретные предметы,
Варджаяну, алмазный путь. Первые двадцать
лет, была разминка, теперь ты будешь
заниматься секретными предметами. - Я спросил: - А, что это?
Что мы будем делать на секретных
занятиях? - Он сказал: - Йогу,
упражнения йоги.
Я говорю: - Да нет, я
слышал про йогу, в Америке многие
занимаются йогой, мы тибетские монахи
не занимаемся йогой. А он мне: - Не говори
мне «тибетские монахи не занимаются
йогой», ты этого никогда не видел, но
они занимаются йогой.
Я спросил: - А, кто же
учитель?
Он сказал: - Я учитель.
Я говорю: - Да нет, ты не
учитель йоги.
Он был нашим
учителем логики.
Но он сказал: - Нет, я еще и
учитель йоги.
И он начал обучать
нас позам Наропы. Когда мне представилась
возможность вернуться в Соединенные
Штаты, я пошел заниматься йогой в
Нью-Йорке. Это была «Дживамукти-йога».
Я познакомился с Девидом Лайфом, и Шерон
Генон. Они научили меня своей йоге, и я
был удивлен, потому, что это была та же
йога, которой нас обучали в монастыре.
Вернулся я к
своему учителю в монастырь, и сказал
ему: - Вы знаете, у
меня для вас плохие новости.
Он говорит: - Какие?
Я говорю: - Ну знаете,
ваш большой секрет, ваша йога, для
которой надо потратить двадцать лет,
чтобы только получить разрешение ее
изучать в нашем монастыре, в Америке
есть люди, которые уже занимаются этой
йогой.
А он говорит: - Да что, правда?
Я говорю: - Да, да, есть
люди, которые исполняют те же позы.
Он говорит: - Сколько,
сколько таких людей?
Я говорю: - Ну, я читал в
газете «Волстрит Джорнал», что пятьдесят
миллионов американцев попробовали
заниматься йогой.
Он взглянул на
меня, и воскликнул: - Пятьдесят
миллионов? - Да, да, и у них
не так, как с вашей йогой, где надо
двадцать лет ждать, там платишь пятнадцать
долларов, заходишь, и тебя учат йоге,
можешь все получить в первый же день.
Он взглянул на
меня, и начал плакать. Я подумал, ну
как-то это некрасиво, теперь учитель
расстроен из-за того, что его секретная
йога теперь у стольких американцев. И
я сказал: - Не стоит
плакать, они занимаются йогой только
для фитнеса, они просто хотят похудеть,
они не используют йогу так, как вы.
А он говорит: - Нет, ты не
понимаешь, я плачу от счастья.
Я говорю: - В смысле,
почему?
И он сказал: - Ты понимаешь,
что в тибетской системе нужно заниматься
двадцать лет, нужно двадцать лет
внутренней подготовки, прежде чем ты
можешь начать изучать внешние позы
йоги, но эти люди в Америке, эти пятьдесят
миллионов человек, они изучали йогу в
своей прошлой жизни, они были Геше в
своей прошлой жизни, вот почему, когда
они видят вывеску с надписью «Йога»,
или слышат о занятии йоги, они хотят
пойти, потому, что у них есть это семя
в сознании, из своей прошлой жизни.
Пятьдесят миллионов человек на западе,
находятся на пороге просветления.
Пятьдесят миллионов человек, даже не
зная почему, тянутся к йоге, которая
является одним из самых продвинутых
методов достижения просветления.
Бессмертия, как просвещенного существа,
которое может помочь всем остальным
существам. Пятьдесят миллионов человек,
находятся на пороге просветления, не
зная об этом, и я плачу потому, что я
счастлив!
Это был очень
красивый момент. Я думаю, что это хороший
посыл, для нас на Западе. Правильно
исполненная йога, например йога Нигумы,
может на самом деле преобразить вашу
жизнь, и быстро привести вас к просветлению.
Мой учитель
добавил: - Мы вступили
в золотой век, если пятьдесят миллионов
человек на западе занимаются йогой.
Я ответил: - Нет, Ринпоче,
вы не понимаете, они просто хотят
похудеть, они хотят хорошо выглядеть.
Он сказал: - Нет, это ты
не понимаешь. Они просто забыли почему
они занимаются йогой, они не помнят
почему они это делают, и мы должны им
напомнить.
Это одна из
причин, почему мы занимаемся йогой
Нигумы. Итак, как же йога Нигумы готовит
нас к достижению возвышенного состояния?
Что именно делает эта йога?
Мне очень нравится
йога Нигумы, потому, что когда я впервые
занялся йогой, на западе йогой могли
заниматься только особые люди, только
люди с деньгами, люди у которых есть
свободное время. Урок йоги длится полтора
часа. Полчаса на то, чтобы добраться до
студии, полчаса добраться обратно,
получается два с половиной часа, посреди
рабочего дня. Большинство просто не
может себе это позволить, им надо
работать, они не могут выделить два с
половиной часа. Даже вечером, это трудно,
поэтому большинство людей, может быть,
пойдет раз в неделю.
Йога Нигумы
замечательна тем, что вы можете закончить
весь комплекс за полчаса, и мы проверили
вчера на всякий случай. На видео, мы
проходим этот комплекс медленно, и вы
ребята демонстрируете асаны, и все
вариации, и так далее, видео занимает
чуть больше часа. Но когда вы разучите
этот комплекс по видео, вы сможете
заканчивать эту супермощную, очень
эффективную, и крайне простую йогу, по
утрам за полчаса, и можете идти на работу,
потому, что вы уже получили весь эффект
и пользу, как от полуторочасового занятия
обычной йогой. Йога Нигумы оказывает
намного более сильный эффект на тело,
из-за особой последовательности асан
в комплексе, если вы понимаете, что
делаете. Поэтому, полчаса утром достаточно,
чтобы зарядить вас на целый день, и
полчаса йоги Нигумы изменят ваш день.
Почему? Чтобы
это понять, нужно сначала разобраться
во внутренних чакрах. Я хочу показать
вам, как объясняют чакры, и обучают йоге
Леди Нигумы в монастыре. Для этого
учителя обычно используют буддистские
четки «Малу». Мне понадобятся три штуки.
Вот как они объясняют чакры в монастыре,
и демонстрируют ценность йоги Леди
Нигумы.
В нашем теле
есть 72 тысячи каналов похожих на
кровеносные сосуды. Они похожи на трубки,
которые покрывают все тело, как система
тоннелей метро. Они сделаны из света,
если разрезать тело, вы из не увидите,
они материальны, но состоят из очень
тонкой формы материи, поэтому, их не
видно, в отличии от кровеносных сосудов.
Внутри этих каналов протекает энергия,
под названием «Прана». Вы знаете слово
«Прана», по-тибетски это называется
«Луну», в Китае это называется «Чи», в
Японии это называется «Ки». Прана,
означает «Внутренний ветер». «Пра»,
значит вперед, наружу, «ан», значит
дышать, «праан», значит дышать наружу.
Слово «дыхание», «ан», попало в английский
со словом «анимус», или «энимел»,
«энимейтед», «эниме», и оно означает
«дышащее существо», «живое существо».
Прана, тонкая,
но материальная сила, которая протекает
по 72 тысячам каналов нашего тела. Когда
телу нужно осуществить какую-нибудь
функцию, прана собирается в этой области,
и помогает это сделать, а потом она
возвращается в другие части тела.
Например, если вам нужно сходить в
туалет, вся прана соберется в апанавайю,
нисходящий очищающий ветер, и он поможет
вам избавить тело от отходов. Когда вам
нужно вдохнуть, прана собирается в
области горла, в вишудха чакре, и это
уданавайю, поднимающийся вверх ветер,
помогает вам дышать, или помогает вам
говорить. Итак, прана необходима, для
выполнения всех функций в теле. И хотя
в теле 72 тысячи каналов, древние рукописи
говорят, что только три из них, на самом
деле очень важны. И это «Сушумна», «Ида»,
«Пингала». Повторите за мной: «Сушумна»,
«Ида», чтобы правильно сказать «Ида»,
нужно поднять кончик языка назад, вот
так, а теперь «Пингала».
Окей, я хочу
показать вам как они выглядят. Вот так,
это демонстрируют в монастыре. Сушумна,
на тибетском называется «Цаума», это
Мадхьяпата, или срединный путь, срединный
канал. Канал Сушумна начинается здесь,
под черепной костью, и проходит под
черепной костью, и продолжается вниз
по спине, прямо перед позвоночником. На
самом деле, позвоночник формируется
вокруг сушумны, в утробе. Сушумна уже
существует, и кости формируются из-за
каналов. Итак, Сушумна проходит под
черепной костью, перед позвоночником,
и вниз в пах, до конца полового органа,
и там заканчивается. Это Сушумна.
Есть другой
канал, называется «Пингала». В английском
это слово попало как «пинк», розовое.
Пингала, означает красный канал, или
канал цвета ржавчины. Он начинается
здесь, рядом с носом, идет вверх, вдоль
по внутренней стороне носа, продолжается
с правой стороны от центрального канала
Сушумны, под черепной коробкой, перед
позвоночником, и дальше, вниз, в
промежность, в пах. Он также разветвляется
к ногам. Это Пингала.
По левую сторону,
находится молочно-белый канал, под
названием «Ида». «Ида», значит «овца».
Это слово также означает «белый». Итак,
молочно-белый, и молочно-красный. Не
прозрачный, не полупрозначный, не чистый.
Мутный цвет, мутно-красный, мутно-белый.
Итак, Ида идет слева от центрального
канала, и также проходит вниз. Самое
интересное, начинается между бровями,
где находится Бруматхи, межбровный
центр. Эти два канала, Ида и Пингала,
кстати, именно поэтому у нас две ноздри,
они формируются вокруг Иды и Пингалы в
утробе, когда Пингала доходит до области
между бровями, Аджна-Чакры, он обвивается,
давайте пока отложим Иду, он обвивается
вокруг Сушумны, и возвращается на свое
место. В области межбровья это выглядит
вот так, обвивается, и возвращается
назад. И канал Ида, с этими четками не
так легко обращаться, подержите Пингалу,
Ида также поднимается, обвивается вокруг
Сушумны, между бровями, и возвращается
на место. Получается, что-то вроде этого,
похоже на узел. Этот узел на санскрите
называется «Гранти», скажите «Гранти».
Означает «узел», «узкое место». Два
боковых канала обвиваются вокруг
центрального, и возвращаются на свои
места. То же самое они делают в районе
макушки, потом в районе горла, в этом
месте. Это и есть принцип действия
медитации с концентрацией, для перемещения
праны по вашему тела. Прану также можно
перемещать с помощью физических действий.
Если сделать вот такое вот вытяжение
вправо, оно есть в комплексе Нигумы, вы
физически раскрываете Пингалу, и Прана
вынуждена переместиться, лошадь вынуждена
сдвинуться. Что случается с наездником?
Наездник должен следовать туда же, у
наездника нет выбора. Если вы перемещаете
прану физическими методами, мысли
последуют за ней. Если вы мысленно
концентрируетесь на чакрах, прана
потечет туда же. Мы говорим, повторяйте
за мной: Чинанг Табла Цор Бе, Чинанг
Табла Цор Бе. Мы даем обещание нашему
учителю йоги, мы обязаны дать такое
обещание «Чинанг Табла Цор Бе», «Я буду
использовать внешние методы, и внутренние
методы, и я посвящу себя обоим, не буду
ограничиваться одним или другим, не
только одну медитацию, не только одни
йога-асаны». Мы обязаны дать обещание,
вначале нашего обучения, мы говорим:
«Чинанг Табла Цор Бе», «Я обещаю, что
буду использовать внешний метод йоги,
и внутренний метод концентрации, чтобы
перемещать прану».
Еще, кое-что про
чакры. В Гранти, в тех узелках, где два
боковые канала обвивают Сушумну, они
сдавливают Сушумну, они препятствуют
свободному течению праны по Сушумне.
Прана в Сушумне, как вода в шланге. Она
пытается течь по Сушумне, но не может,
потому, что Сушумну сдавливают два
боковых канала, и прана скапливается в
центральном канале, и как в шланге, шланг
раздувается, в нем образуются дырочки,
и в этом месте, новые каналы выстреливают
в стороны. Например, у сердца (показывает
на область сердца в верхней части спины).
В монастыре, если покажешь чакру здесь
(на четках), получишь четками по голове.
На лбу оставались вмятины от четок, и
потом над тобой все смеялись, а, опять
какую-нибудь глупость сказал, на занятии
йогой.
Итак, в сердечной
чакре, восемь каналов расходятся в
стороны. Если посмотреть на позвоночник
сверху, то видно каналы расходящиеся в
стороны, вот так, как спицы в колесе. Как
будет колесо на санскрите? Чакра. Вот
почему чакры, так и называются. Чакры —
это места, где боковые каналы пережимают
основной канал, и новые каналы выдавливаются
в стороны. Сверху, они выглядят, как
колеса телеги.
На западе, принято
рисовать чакры, как будто они яркие.
Красивые сияния, красное, желтое, зеленое,
получается очень красивые картинки, но
чакры смертельны. Чакры, очень плохие
вещи. Из-за чакр, наше тело смертно, чакры
его убивают. Эти узелки на каналах,
ответственны за смертность человеческого
тела.
Почему? Как?
Начнем с Пингалы.
Пингала поднимается вот сюда (от снования
ноздрей к аджна-чакре), а внизу в районе
промежности, наши три канала соединяются
как водопроводные трубы. Пингала
соединяется с Сушумной внизу, вот так,
и Ида соединяется с Сушумной внизу,
также. Получается, тройное соединение
внизу. Прана может течь по Иде, или по
Пингале, или по Сушумне. Обычно, она
течет только по одному из них, праны
ограниченное количество, и в любой
момент времени, она может течь только
в одном из этих каналов. Если прана
вытекает из Иды, она скорее всего
перетечет в Сушумну. Если прана вытекает
из Сушумны, она перетечет в один из
боковых каналов.
Почему это важно
для нас, и для йоги Леди Нигумы? Мы уже
говорили, что прана играет роль переносчика
наших мыслей, но конкретные виды мыслей
привязаны к конкретным каналам.
Если прана течет
по Пингале, мы расстраиваемся, злимся,
завидуем, ревнуем, все эти горячие
эмоции, текут по правому каналу. Иногда
его называют «каналом солнца», «Сурия»,
«красным каналом», или мужским каналом.
Поэтому, когда вы злитесь или расстроены,
значит прана затекла в Пингалу.
Когда вам чего-то
хочется, вы сильно жаждете чего-то не
того, что значит не того, нет ничего
плохого в том, чтобы хотеть помочь другим
людям, вашей матери, или всем живым
существам, нет ничего плохого в том,
чтобы жаждать просветления. Плохо
жаждать машину, которая больше, чем вам
нужно, в то время как вашей семье не
хватает денег, или вам пришлось бы
игнорировать жену и детей, чтобы на нее
заработать. Это не то желание. Это значит,
прана затекла в Иду, в канал Иду. Если
вы жаждете чего-то, что причинит ущерб
жизни других людей, Прана течет по Иде.
Когда же прана
течет по Сушумне, нас посещяют добрые
мысли, мудрые мысли, мысли сопереживания.
Если бы вы могли достаточно раскрыть
Сушумну, то вы бы обрели такое понимание
и мудрость, что могли бы измениться. Из
смертного тела, стать просветленным
существом, которое могло бы помочь все
другим существам. Вы бы могли стать как
Иисус, Моисей, или Мухамед. Если бы ваша
Сушумна была раскрыта, вы бы могли
действительно помочь всем остальным
людям, не только в этом мире, но во многих
мирах. Когда Сушумна действительно
раскрыта, ваше тело превращается в свет.
В тибетском монастыре есть такой обычай,
берут вязальную спицу, и проверяют вашу
йогу, протыкают вам руку, я так никогда
и не сдал этот экзамен, а они смотрят,
насколько ваша рука приблизилась к
свету.
Наша цель в
практике йоги, ослабить узлы, которые
сдавливают нашу возможность стать
чистыми созданиями. Мы стремимся
распустить два боковых канала, и стянуть
их с центрального канала.
Леди Нигума
сказал, в первом
йога-комплексе, а всего у Леди Нигума
шесть йога-комплексов, это только первый
из них, итак она сказала, в первом
комплексе четыре этапа.
Для каждой чакры вы делаете четыре вида
асан.
1. Первая асана
для каждой чакры, это скрутка. Почему?
Вы раскрутите боковые каналы, и освободите
центральный канал, освободите Прану.
Прана вытечет из Иды и Пингалы, в средний
канал. В конце-концов, эти два канала
отомрут, они ссохнутся, и у вас останется
только центральный канал, и ваше тело
превратится в свет. Итак, она сказала,
сначала делаете скрутку, после скрутки
два боковых канала развяжутся у этой
чакры, но все равно, останутся изогнутыми.
2. Поэтому
второй асаной для каждой чакры должно
быть вытяжение, какое-то вытяжение.
Вытяжение распрямит боковые каналы, и
позволит пране выйти через них в
центральный канал.
3. Потом она
сказала, третьей асаной для каждой
чакры должна быть бандха. Бандха, это
собирающее движение. Слово «бандха»
означает «внутренний замок». Бандхкаро
в Индии означает «у меня забастовка»,
слово «бонд» произошло от «бандх». Это
движение должно собрать прану
освободившуюся из боковых каналов, и
засосать, затолкать ее в центральный
канал. Должно быть некое засасывающее
движение, некое внутреннее удерживание,
или мышечное сокращение, которое
высасывает прану в центральный канал,
из боковых каналов, которые теперь
раскручены и выпрямлены. Итак, раскручиваем,
вытягиваем, и собираем прану в Сушумну,
средний канал. 4. Дальше она
сказала «Тигли Димбо». Что значит
«Тигли Димбо»? Распределить капли.
«Тигли» означает «капли праны», или
«капли сознания», «Димбо» означает
распределить, растрясти. Есть даже
такая тибетская асана, растряхиваем
прану. Значит, мы заталкиваем прану в
центральный канал, и делаем упражнения
распределяющие ее равномерно по нему.
Эти же принципы
обсуждаются и в йога-сутрах. Сурья
Саньямат, Чандра Саньямат, Друве Саньямат,
они обсуждаются в йога-сутрах. Мы
стараемся раскрыть центральный канал.
И последнее, что
говорит Леди Нигума: нужно прорабатывать
чакры последовательно, снизу вверх.
Вы не раскручиваете эту чакру, и потом
перескакиваете к этой чакре, пропустив
во эту. Мне нравится, когда мои студенты
показывают сзади. Итак, чакры надо
раскрывать одну за другой, снизу вверх,
а не прыгать туда-сюда. Если вы раскрутили
здесь (в области головы), а потом раскрутили
здесь (в области солнечного сплетения),
то вот это (узел), все еще закручено, и
все опять завязывается, поэтому очень
важно идти снизу вверх.
В описании, как
делать йогу, идем снизу вверх, от одной
чакры к другой. Позже, я вас научу, как
идти по чакрам сверху вниз, но все равно,
надо будет идти по порядку. Вот так мы
будем выполнять йога-комплекс Леди
Нигумы. Смысл в том, чтобы открывать
чакры по порядку, одну за другой. Прана
вытечет из двух боковых каналов, канала
злости и канала желания, и затечет в
канал мудрости.
В какой-то момент
«Кивала Кумбхака», когда прана полностью
затечет в центральный канал, она
остановится, дыхание остановится. Вам
больше не нужно будет дышать, ваше тело
перестанет питаться от пищи, воды и
дыхания, и начнется питаться от любви.
Ваше тело начнет питаться от мудрости,
вам больше не понадобится ни еда, ни
вода, ни дыхание, ваше тело изменится.
Когда тело изменится, произойдет
несколько вещей. Во-первых, когда
откроется сердечная чакра, вы испытаете
абсолютную любовь, вы увидите всех живых
существ, во всех мирах, и вы испытаете
любовь к ним. Затем, по мере того, как
Сушумна будет раскрываться все шире и
шире, и будет все больше наполняться
праной, ваше тело превратится в свет, и
в конце-концов вы достигнете чистого
тела, у которого появится способность
кланировать себя. И тогда, вы сможете
одновременно находиться на всех автобусах
Нью-Йорка, вы сможете ехать на каждом
автобусе города Нью-Йорка одновременно,
помогая кому-то, делая кого-то счастливым.
Это и есть цель йоги.
|