По материалам Геше Майкла Роуча
Перевод на иврит и изложение Ламы Дворы Цвиэли
Декабрь 2006 года. Рамат Ган/ Тель Авив
Урок 3
Начнём мы встречу с молитвы мандалы. Мандала-это молитва благодарности учителям, которые донесли до нас это удивительное учение. Учение, которое обладает огромным потенциалом. Те, кто умеют, могут сложить руки в мудру или просто в положение давания.
(Молитва мандала)
А сейчас мы произнесём молитву Прибежища.Её смысл в том, чтобы помочь нам стать на путь духовности, на путь развития сострадания, которое стремиться освободить все живые существа без исключения от страдания и дать им всю полноту счастья.(Молитва Прибежища)
Добрый вечер. Я хочу поблагодарить всех, кто сделал возможным сегодняшний вечер. Спасибо Натали Бен Давид, которая предоставила нам помещение её коучинговой школы Emotion. Спасибо Ювалю и Реут, которые распечатывают материал и заботятся о технической стороне курса. Спасибо многим другим людям, которые проделали большую работу, чтобы мы сегодня с вами встретились. Многие меня спрашивают о необходимости записывать лекции на диктофон или на бумагу.
Мы это делаем сами. Все тексты лекций будут опубликованы на сайте, но это займёт некоторое время, которое требуется для редактирования материала. Пока для этой работы нет достаточно добровольцев. Если кто-то умеет редактировать аудио и видеофайлы, то мы вас приглашаем нам помочь. Это ускорит появление лекций на сайте. И сейчас, вы можете полностью сконцентрироваться на медитации и не беспокоиться о её записи.
Когда вы делаете медитацию дома, то имеет смысл посвятить некоторое время поиску наиболее удобной для вас позы. Подберите величину подушечки. Проверьте, может быть, вам нужна поддержка для бёдер или нижней части спины. Это не всем требуется. Иногда подушка должна будь приподнята сзади. Мне это не нравиться, но многим так удобнее. Имеет смысл потратить время на эти вещи, если вы хотите превратить медитацию в привычку.
Это тренировка сознания, которую надо делать каждый день.И для этого имеет смысл проверить, что вам больше подходит.Нужно создать условия,найти тихое место в доме, договориться с другими членами семьи, чтобы вам не мешали. Важно сделать это, иначе какая-нибудь маленькая помеха помешает вам провести медитацию. И тогда догадайтесь, что произойдёт? Правильно, когда мы не сеем, то и не пожинаем.
Итак, найдите удобное положение. Спина прямая, подбородок не опущен и не поднят. Плечи выровнены, мышцы лица расслаблены, рот закрыт, глаза закрыты или полуприкрыты. Когда вы дома, то желательно подложить коврик под щиколотки. Без него тяжело сидеть продолжительное время.
Сконцентрируйтесь на дыхании. Сосчитайте десять выдохов и вдохов и затем идите к духовному Прибежищу. Это можно сделать классическим способом, пойти к ПрибежищуТрёх Драгоценностей Просветления: Будде, Дхарме и Санге. Или пойти к тому, что они олицетворяют: состраданию и мудрости. Единственные вещи, которые могут защитить нас от страдания. Создайте в своём сердце мотивацию Бодхичитты, то есть желания освободить все без исключения живые существа от любого страдания.
Представьте вашего духовного учителя. Сделайте его образ максимально великолепным, сияющим и лучезарным. Мысленно поклонитесь ему, выразите восхищение одним из его качеств. Преподнесите ему дары. Это может быть ваше хорошее действие или слово, или мысль. Это может быть красивый предмет, пейзаж, чудесный восход солнца. Это может быть что-то, к чему вы очень привязаны, держитесь за это. Уступите, отдайте это учителю.
Расскажите мысленно учителю о какой-нибудь вашей отрицательной мысли или не сострадательном поведении. О любой вещи, которая может омрачить медитацию в данный момент. Учитель бесконечно любит вас и никогда не судит. Вы можете быть абсолютно спокойны. Он был с вами всегда и всюду. Порадуйтесь чему-нибудь хорошему, что вы сделали, сказали или подумали за последнее время.
Вы также можете порадоваться тому, что сделал кто-то другой, а также ламы и учителя. Когда вы видите их делающими сострадательные дела и радуетесь этому, то получаете от этого проценты, десятую часть. Попросите у своего духовного учителя учение. Попросите дать вам понимание того, что вы до сих пор не поняли. Помолитесь, чтобы он оставался с вами как можно дольше, благословлял вас в учении и понимании.
А сейчас подумайте о какой-нибудь проблеме, которая вас тревожит, и от которой бы вы хотели освободиться. Делать Тонг Лен самому себе это не что-то эгоистическое или самолюбивое. Ваши страдания так же важны, как и страдания окружающих. Как только вы сами освобождаетесь от страданий, у вас появляется возможность помогать другим.
Вы можете подумать о какой-нибудь проблеме, которая вас ожидает завтра. Или об обстоятельствах, которые могут привести к неприятной ситуации.Вы можете заглянуть на час, день, неделю или месяцы вперёд. Подумайте о себе в будущем , о том что у вас есть какая-то неприятная ситуация или проблема.
Возможно, что она присутствует в вашей жизни уже долгое время.
Итак, вы здесь, а тот , кто сидит перед вами это вы в вашем будущем. Вы смотрите на неё или него и пытаетесь увидеть себя в будущем. Как он или она сидит?Где? В какой ситуации? Как выглядит комната или окружение? Какие движения, какая одежда? Чем больше подробностей, тем лучше.
Мы снова будем использовать наше дыхание. Проблему, которая может помешать мне будущему, мы представляем как чёрное вещество, которое наполняет всё тело. И сейчас мы создаём намерение забрать это вещество из самого себя будущего. Представьте, что вы используете ваше дыхание как насос, который собирает всё чёрное вещество в центре груди. Сделайте несколько таких вдохов, чтобы собрать всё. Продолжаем дышать и вытягиваем всё чёрное вещество в пространство между мной будущим и настоящим.
Оно выходит как чёрный шарик через нос меня будущего и превращается в чёрное облако, которое повисает между нами. Когда я скажу "сейчас", вдохните в себя это облако и уничтожьте его в пламени, которое вы представляете в своём сердце. Это пламя символизирует ваше себялюбие и невежество.
Когда я скажу "сейчас" вдохните всё за один раз внутрь себя и уничтожьте его полностью в пламени. Даже дым испаряется, остаётся только свет.
Сейчас!
Свет наполняет вас и даёт вам благословение. Он продолжает распространяться дальше, выходит через кожу за пределы вашего тела и направляется к вам будущему. Этот свет дарит вам всё, что вы пожелаете. Он удовлетворяет любую вашу проблему ментальную, эмоциональную или физическую. Вы будущий вдыхаете этот свет и наполняетесь им. Подумаете о чём-то специфическом, чтобы вы хотели получить вместе с этим светом и пошлите именно это. Убедитесь, что оно было получено.
Попросите Ламу, который перед вами приблизиться к вам. Представьте его маленьким, радостным, поднимающимся в воздух, кружащимся. Представьте, что он смотрит именно туда, куда смотрите и вы. А теперь посадите его внутрь вашей груди рядом с сердцем в маленькую комнатку, наполненную цветами и светом луны. Лама сопровождает вас с любовью и мудростью на всём вашем пути. Посвятите дары от этой медитации вашему Просветлению, величественному счастью Будды, которого вы достигните.
Медленно открывайте глаза.
Как и во всём, что мы делаем каждый день, наш навык будет улучшаться. Так же, как и в занятиях спортом или йогой, или в игре на музыкальных инструментах, наш навык постепенно улучшиться и в этой медитации. Здесь мы работаем с дыханием. Это часть медитации. Есть учителя, которые вначале обучают только мысленной работе без дыхательной части, и только позже добавляют и её. Мы даём вам полную версию уже сейчас. Не пытайтесь контролировать дыхание, потому что оно должно быть естественным. Желательно , чтобы оно было спокойным, и чтобы продолжительность вдоха и выдоха была равной.
Некоторые медитирующие используют для этого удары сердца. Они слушают удары сердца и считают, сколько ударов происходит за один выдох и вдох.
Вы считаете: один, два, три, четыре, вдох. Один, два, три, четыре, выдох. Вы можете прийти к 4-5 ударам сердца. И это хорошо. Постепенно вы можете увеличить продолжительность вдоха и выдоха. Медитация основана на идее, что каждая вещь в нашей жизни - это отражение нашего сознания. Это отражение, которое является результатом созревания кармических семян, посаженных в прошлом.
Всё, что мы говорим, думаем, делаем, всё без исключения собирается в нашем подсознании со скоростью 64 записи в секунду. А потом эти записи, подобно самолётам, ждут своей очереди для взлёта. И когда очередь подходит, то происходит то, что называется кармическим созреванием. Созревание семени приносит свои плоды.Плод-это то, что сейчас происходит в моей жизни. То, что созрело, по характеру всегда похоже на семя. Вместе с самим действием записывается также намерение, которое в него вложили, а также сила эмоции, с которой оно было совершено.
Правильно ли я делаю действие? Делаю ли я его постоянно? Например, я хочу развить в себе великодушие.Что лучше, делать пожертвования систематически или один раз в год посылать чек?Лучше делать систематически небольшие пожертвования, а о большой сумме думать продолжительное время, чтобы дать семенам как следует созреть. Вложите в своё пожертвование максимальное намерение и тогда сделайте его. Это важно. Ведь вся действительность , в конце концов, это следствие наших мыслей. Вчера мы говорили о Tsur Tong, о тех, кто воспринимает действительность, как приходящую извне. И это почти все люди.
Даже язык наш такой. Мы говорим:"У меня потерялись ключи".Так, как будто, это сделали ключи.Мы так говорим, это наш язык.Наш язык отражает наш образ мыслей, который у нас ошибочный. Но есть ещё те, кто называются Pak Pa на тибетском и Arya на санскрите. Это те, кто видели Пустоту.
Это те, кто в состоянии очень глубокой медитации видели, что всё наоборот в нашем мире. Они видели пустоту мира и , что у него нет никаких своих качеств , кроме тех , что мы сами проецируем. В тот момент, когда человек осознаёт это,в начале на интеллектуальном уровне без прямого видения Пустоты, его мир начинает меняться. Мы объясняем, как работать с дневником. У тех, кто начинает вести дневник, реальность постепенно постепенно меняется, даже до прямого переживания Пустоты. Задолго до этого. Если вы 6 раз в день делаете запись в дневнике, то вы начинаете обращать внимание на то, что происходит в вашем сознании, просто потому , что вы это делаете 6 раз в день. Вы постепенно прекращаете сеять нежелательные семена и начинаете сеять другие. И тогда ваш мир постепенно изменяется.
На это уйдёт время. Вы должны дать этому время. Это лекарство, которое работает на 100%, но ему надо дать время. Это не таблетка от головной боли. Выпил и боль прошла. Чтобы головная боль окончательно прошла, требуется время. Если вы страдаете от болей, то вы должны позаботиться о ком-то, кто имеет проблемы со здоровьем. Если вы будете это делать систематически продолжительное время, то ваше состояние улучшиться.
Я предлагаю вам сделать лабораторный опыт, чтобы проверить истинность того, что я говорю. Тот, кто это делает и видит, что эти вещи работают, выходит на путь и уже не сходит с него, потому что он начинает обретать контроль. Вначале немного, потом больше. Вначале вещи изменяются немного. Происходят логические изменения, вероятные. Изменения, о которых можно сказать, что они бы произошли и без ведения дневника, но только раньше они не происходили, а сейчас произошли.
И если мы проявим постоянство в этой работе, то начнут происходить изменения, выходящие за пределы вероятных. Начнут происходить большие изменения, и они будут становиться всё больше и больше. И этому нет предела. Это приведёт к удивительным изменениям, которые могут даже показаться сверхъестественными. Но они не сверхъестественные, они кармические следствия того, что мы делаем,следствия нашего контроля над кармой. И с нами будут происходить удивительные вещи.
Как это относится к медитации?
В этой медитации мы развиваем любовь к другим людям , сострадание к другим людям. Развиваем чувство любви даже к тому, кого не любили раньше. В медитации мы даём любовь и тому, кого не любим. Пока мы начали с лёгкой части, мы сделали её любимому человеку, но я надеюсь, что у нас будет достаточно времени сделать её и тому, кого мы не слишком любим.
Если вы начнёте это делать целенаправленно, без связи с тем, как вы "по-настоящему" относитесь к этому человеку, то через некоторое время человек изменится. "По -настоящему" мы употребляем в кавычках, поскольку это всего лишь одна из привычек. Поначалу, это будет для нас неестественно, и это нормально
развивать в себе другое чувство к человеку искусственным образом. Но если вы будете продолжительный период это делать, сидя на подушечке,то человек измениться. Он предстанет перед вами иначе, вы увидите в нём изменения.
Почему он или она меняется? Что случилось с человеком? Ничего.Ваше сознание изменилось. С ними ничего не случилось. Они не делают ничего другого. Изменилось ваше сознание. Раньше оно делало их неприятными, но сейчас через медитацию ваше сознание изменилось, и изменилось ваше восприятие.И тогда вы говорите:"Они изменились, они стали лучше, они выглядят лучше, они ведут себя более вежливо".
Только так меняют действительность. Изменить её снаружи нет возможности.
Мы говорили уже о том, что это никогда не работает в настоящем. Это никогда не работает в настоящем. Вы можете их пригласить на чашку кофе и объяснить им всё, что у них не в порядке. Попробуйте и проверьте, работает ли это. Если это сработает, то только потому, что ваше восприятие уже изменилось. Семена уже созрели. Если нет, то неважно, сколько чашек кофе вы с ними выпьете, они будут продолжать вести себя по-старому. Потому, что это никогда не работает извне, это работает только из нашего сознания через изменение кармических семян. И это постепенный процесс.
В этой медитации, мы помимо всего прочего, ещё молимся о долгой жизни наших учителей. Это то, что приносит нашим учителям удлинение их дней с нашей помощью. По преданию, когда Будда собирался уйти из нашего мира, чтобы перейти в Нирвану, то есть в состояние, где нет страдания и нет причин для страдания, то он давал об этом намёки своим ученикам. Ананда был очень близким его учеником, и Будда дал ему знать, что собирается уйти из этого мира. И Ананда рассказал об этом другим ученикам, и они все очень огорчились, что их любимый учитель покидает их, но им даже не пришло в голову, попросить его остаться с ними.
В писаниях говориться, что это как раз и стало причиной ухода Будды, так как учитель не приходит к нам извне.
Он тоже то, что называется пуст. Он пуст от того, чтобы быть учителем самому по себе.Пуст от того, чтобы быть просветлённой личностью самому по себе. Точно в такой же степени, как человек, обижающий меня, пуст от того, чтобы быть плохим человеком по своей собственной природе. Он только отражение моего сознания, так же как и учителя.Они тоже только отражение моего сознания. Они результат моих очень хороших дел в отношении других людей.
У нас есть очень толстая стена невежества, которая окружает наше сознание, наше сердце. И если через очень большое количество заслуг нам постепенно, постепенно удаётся пробить в этой стене трещинку, то появляется учитель. И если мы понимаем связь пустоты и кармы, то продолжаем двигаться в этом направлении.
Он тоже то, что называется пуст. Он пуст от того, чтобы быть учителем самому по себе.Пуст от того, чтобы быть просветлённой личностью самому по себе. Точно в такой же степени, как человек, обижающий меня, пуст от того, чтобы быть плохим человеком по своей собственной природе. Он только отражение моего сознания, так же как и учителя.Они тоже только отражение моего сознания. Они результат моих очень хороших дел в отношении других людей.
У нас есть очень толстая стена невежества, которая окружает наше сознание, наше сердце. И если через очень большое количество заслуг нам постепенно, постепенно удаётся пробить в этой стене трещинку, то появляется учитель. И если мы понимаем связь пустоты и кармы, то продолжаем двигаться в этом направлении.
И тогда мы начинаем молиться на них, умолять их, оказывать им знаки внимания.
И не потому, что они в этом нуждаются. Они в этом не нуждаются. Мы это делаем потому, что хотим их видеть рядом с нами. Мы хотим иметь карму видеть их рядом с нами. Это то же самое, что создавать их. И сейчас, во время медитации, мы приглашаем их в нашу жизнь, мы просим, чтобы они оставались с нами.Всё в этой медитации от начала до конца построено на этой удивительной игре кармы, на засевании кармических семян через наши мысли, наши действия и нашу речь. Всё построено на том факте, что ничто не имеет своей собственной природы ни плохой, ни хорошей.
Будда пуст, святые учителя пусты, кричащие начальники пусты, террористы пусты, "катюши" пусты, ни у чего нет своей собственной природы, кроме той, которую мы проецируем. Экран абсолютно пуст, он нейтрален, там нет ничего, кроме того, что мы на него проецируем. Этот экран является чистым потенциалом. Содержание того, что появляется на экране, мы создаём нашим отношением к ближним, нашей способностью давать.
Если вы хотите проверить верность этих слов, то начните вести дневник. Соблюдая 10 правил и делая 6 раз в день записи в свете этих правил, мы начинаем лучше узнавать своё сознание. Эти правила называются "10 правил свободы", и распространяются они на всех. Они как десять заповедей. Буддизм говорит, что у нас есть 84000 духовных омрачений. 10 из них - самые главные и они присущи всем. Три из них относятся к поведению, четыре к разговору и три к мыслям. Например, не убивать и не красть относятся к поведению.
У каждого правила есть позитивное и негативное определение. Негативное - не убивать ни одно живое существо, позитивное - поддерживать жизнь. Это ухаживать за больными, убирать опасные помехи с дороги, следить за исправностью и безопасностью машины и так далее.
Продолжение...