Лекция о духовном партнерстве
По материалам курса Ло Джонга, составленного Геше Майклом Роучем и Ламой Кристи МкНелли
Перевод на иврит, редактирование и изложение
доктора Дворы Цвиэли – лама Двора ла
Рамат Ган, июнь 2008 года.
Вступительное слово Разии, ученицы Ламы Дворы:
Я обращаюсь к Ламе Дворе и ко всем тем, кому посчастливилось сегодня присутствовать здесь. Добрый вечер. Вы на самом деле счастливчики, что смогли найти время и создать достаточно сильную мотивацию, чтобы прийти сегодня сюда послушать это священное учение из уст Ламы Дворы.
Кармические условия для этой встречи не могли бы быть созданы, если бы не огромное количество заслуг, которые вы накопили в прошлом. Частично в других жизнях, частично в служении Ламе и особенно другим ламам. Эта встреча не случайна. Как сказала лама, вы пожинаете только то, что сеете, и за эти два дня вы пожинаете урожай вашего милосердия. Это действительно чудо, но это хрупкий и ускользающий момент, если мы не умеем сохранять хорошую карму, и умножать ее.
После того, как мы сожгли очень много хорошей кармы, самое время посеять новые хорошие семена. Мы это сделаем через правильное отражение, через осознание Пустоты. Давайте примем этот подарок и используем его с мудростью, увеличивая нашу осознанность и в наших мыслях, и в наших словах, и в наших действиях. Увеличивая нашу осознанность и в нашем отношении к учению.
Нет вещи, которая порадует ламу больше, чем то, что мы будем применять это учение с радостным старанием каждый день и каждый час нашей жизни. Ещё один путь накопить заслуги - это от всего сердца поблагодарить ламу и учение, которое она нам даёт, чтобы показать нам путь освобождения от любого страдания и достижения наивысшего счастья Просветления.
Вчера здесь происходило чудо - передача учения от сердца к сердцу. Это может быть только во время непосредственного общения с ламой. Давайте сегодня примем Учение, как завершение того, что было в предшествующие дни. Учение включает в себя и то, что говорит лама, и ваши вопросы, и ваши мысли, и ваши чувства, и ваши реакции, и даже промежутки между словами. Это всё учение и его нельзя разделить.
Каждый здесь шьёт костюм, который подходит только ему. И каждый здесь получает красные туфельки Доротти, которые точно его размера. Если вы будите помнить, что всё, что здесь происходит это проекция вашей личной кармы, то есть того, что вы посеяли в прошлом, то это даст вам намного больше силы в удержании вашей осознанности. Если вы будете помнить, что здесь каждый из нас становится духовным партнёром ламы, и примите её помощь, чтобы изменить своё сознание - то произойдёт удивительная трансформация. Здесь каждое мгновение святое.
Нет более высокого и святого учителя, чем лама, который берёт нас за руку и выводит из мрака самсары к свету Будды. А сейчас давайте послушаем Ламу Двору, моего любимого учителя, которая появилась из глубин моего сознания, чтобы направить меня к полному Просветлению. Спасибо всем, что вы сейчас здесь".
Начало лекции Ламы Дворы.
Добрый вечер. Сегодня мы продолжим знакомство с безумной мудростью Ло Джонга. Как мы уже говорили, Ло Джонг - это трансформация сознания. И сейчас мы возьмём несколько фрагментов из этого учения и применим их к теме духовного партнёрства или любого другого партнёрства.
Ло Джонг появился на Тибете примерно 1000 лет назад. Первыми учениками были погонщики яков, и Ло Джонг в течение нескольких поколений передавался устно, пока не пришёл Геше Чекава и не записал его.
Поэтому абзацы были короткими и очень простыми. Их цель была напомнить людям суть учения, которое они получили от ламы, чтобы практиковать его.
Это была дикая мудрость. Дикая потому, что тогдашние йоги, а такие существуют и сейчас, вели себя очень необычным образом. Они умели читать сознание людей и знали, что именно нужно человеку, чтобы помочь ему быстрее прийти к духовным результатам. Иногда это выражалось в поведении, которое со стороны выглядело несколько ненормальным. Это немного сумасшедшая мудрость.
И сейчас мы перейдём к следующему, седьмому фрагменту.
Shung sang po ma ten
Не позволяй потоку течь гладко.
Шунг - означает поток. Санг по - здесь мы переводим как гладко, ма тен - не давай. Всё вместе: "Не давай потоку течь гладко".
Эти выражения многозначны, и их можно перевести более, чем одним вариантом. И вы встретите различные варианты. Короткие фразы - это всё, что написано в Ло Джонге, и разные ламы обучают этому по-разному. Даже один и тот же лама в разные периоды может обучать этому различным образом. Поэтому и перевод меняется в соответствии с учением, которое дал лама. Поэтому, вы можете встретить и другие переводы, и в особенности это относится к нашему абзацу, который выглядит очень просто: "Не позволяй потоку течь гладко". Вы должны получить учение, поскольку абзац сам себя не объясняет.
Итак, о каком потоке здесь идёт речь? О привычном потоке нашего сознания, который непрерывен в своих духовных помрачениях, в негативных мыслях, в раздражении и гневе. Он непрерывен в непонимании и в усталости. Мы говорим, что этот поток сознания течёт уже бесчисленное количество лет, и мы течём вместе с ним в различных воплощениях и в различных формах. Бесконечное количество веков мы находимся в самсарном сознании, в сознании непонимания.
Сознание, которое реагирует неверно, потому что не понимает, как работает наш мир. Оно создаёт опасные привычки гневаться, осуждать, критиковать, отвечать насилием, которые потом возвращаются к нам страданием. И это уже не просто поток, это бурная стремительная река, подобная Миссисипи. Мы находимся в таком состоянии уже очень, очень давно, и наше сознание уже так привыкло к таким формам реакции, что когда происходит что-то, что нас раздражает или сердит, то гнев просыпается в одно мгновение подобно бурной реке, которая смывает нас.
Когда мы уже рассердились, то попытка остановить гнев похожа на попытку остановить Миссисипи. Вы пытались это сделать? Это почти безнадёжно, так как привычки настолько глубоки, что большая часть из них уже стала на уровне инстинкта. Этот поток уносит нас с собой, сокрушая и разрушая всё, что встречает на своём пути. И сейчас мы отправляемся в путь, чтобы попробовать остановить этот поток.
"Всё, довольно. Я пытаюсь остановить свой гнев. Учитель сказал, что он наносит мне огромный вред. Ок. Я пытаюсь остановить его". Но он накатывает, как река Миссисипи.
Сколько времени вы сможете устоять, сдерживая её?
В течении бесчисленного количества жизней мы даже не пытались остановить эту реку. Эмоции приходили, мы раздражались, реагировали, злились и уходили из этой жизни. Рождались и умирали бесчисленное количество раз, не понимая, что происходит. Кто-то на нас сердится, кто-то на нас кричит. Мы кричим в ответ и вновь засеваем семена встреч с кричащим на нас человеком. И так, бесчисленное количество эпох, мы реагировали:
- гневом на гнев
- критикой на критику
- насилием на насилие
Единственная вещь, которая может нам помочь победить эту закоренелую привычку - это мудрость.
Потому наши инстинкты, наша культура, наша образовательная система устремлены в обратном направлении.
Наша традиция говорит: "Чтобы не убили тебя, убей ты". Когда ребёнок приходит из детского сада и плачет: "Мама, меня побили", мама ему отвечает: "Иди дай сдачи". Когда на нас садится муха, то мгновенно возникает желание прихлопнуть её. Люди идут на митинги протеста, чтобы воевать за мир.
Итак, нам необходимо обрести мудрость.
Мудрость говорит: "Если кто-то ведёт по отношению ко мне подло, то я должна отреагировать на это с благожелательностью. Я должна отреагировать на это с отзывчивостью. Я должна отреагировать с любовью". Если я буду в этом постоянна, то это единственная вещь, которая полностью устранит таких людей из моей жизни, поскольку эти люди пришли из меня. Я создала их в своём прошлом, когда кричала, сердилась и нападала на других.
Возможно, это было в этой жизни, возможно в предыдущих. Все эти семена приходят со мной, и в результате я оказываюсь в мире, в котором много агрессии, в котором люди кричат и нападают на меня.
Если мне удастся в одностороннем порядке и совершенно безусловно прекратить такую мою реакцию, и не важно, как себя ведут при этом они, если мне удастся прекратить платить подобной монетой, то, в конце концов, это их остановит. В конце концов, они исчезнут. Они исчезнут из моей жизни не потому, что я их уничтожу, а потому что буду любить. Почему это произойдёт? Потому, что я прекращу сеять семена, которые привели этих людей в мою жизнь.
Это произойдёт постепенно. Существует переходный период, когда я уже буду реагировать с любовью, а они всё ещё будут приходить в мою жизнь. Они будут приходить из семян, посеянных в прошлом. Этот поток постепенно прекратится. Прекратится, если я буду стоять на его пути. Если я не буду ему давать течь гладко. В этом мне придётся приложить усилие. В конце концов, не станет людей, которые меня раздражают, потому, что я уничтожу эти семена в себе. Возможно, что сейчас для вас стало понятнее, как работают эти вещи.
Кто из вас сегодня столкнулся с ситуацией гнева? Кто из вас отреагировал, как обычно? Я могу сказать, что уже много лет слушаю эти вещи и всё ещё испытываю гнев.
Остановить эту реку нелегко. Очень нелегко. Но тем, что вы слушаете эти вещи и начинаете понимать, как работает этот механизм, вы тренируете ваше самообладание, которое, в конце концов, и остановит этот поток. Когда вы это услышите 7000 раз, то накопите немного сил, и до того, как вы закричите в ответ, вы несколько секунд посомневаетесь. Эти несколько секунд сомнения и останавливают Миссисипи.
Это происходит не сразу. Не сразу. Но вы продолжаете засевать кармические семена, которые противоположны этому потоку, и этим вы останавливаете его. Вы больше не даёте ему течь гладко. Если раньше вы реагировали в доли секунды, то сейчас вы ответите после секунды или после трёх секунд. Эта остановка, эта задержка священна. Это удивительный момент, потому что благодаря мудрости, которую вы обрели, вы начинаете менять ваш мир.
И начинаете с малого. Начинаете с одной секунды сдерживания себя и затем делаете этот промежуток всё больше и больше. Нет предела священности этого момента. Это поистине божественный момент. И он не произойдет, если вы не обретёте мудрости. Если мы не поймём, как вещи происходят, то инстинкты, привычки, стереотипы возьмут над нами верх, и мы вернёмся к прежней реакции. Момент мудрости останавливает этот поток. Мы стоим там и держим линию. Вы помните вчера? Син тсам. Скажите: Син тсам - "держать линию".
И вы держите эту линию: "Нет! Она сказала, что это приходит из меня. Сейчас я не могу возвращать ему тем же. Я не могу кричать на него. Он пришёл из меня".
Итак, я держу эту линию две секунды, больше не могу, река смывает меня. Так будет происходить с нами довольно часто, пока не настанет момент, когда гнев не возникнет совсем. На это потребуется время. Если вы сражались с гневом, и он вас, в конце концов, победил, то не казните себя. Наоборот, порадуйтесь тому, что вы сделали. В следующий раз вместо доли секунды у вас получится задержать его на секунду, а потом на три и так далее. Вы уже сейчас сеете эти семена, и когда они прорастут, эта река остановится. Поэтому,наша битва с инстинктами, стереотипами, привычками - это священная битва. Поэтому, радуйтесь, когда это происходит, и не казните себя.
Мы живём с очень глубокими стереотипами. Один момент мудрости не может их изменить. Нужны очень глубокие изменения, чтобы это остановить.50000 лет цивилизации приучили нас к этому. Это мировоззрение, эта культура поглотили нас настолько, что мы даже не осознаём, что отвечаем насилием на насилие. Мы управляемы. Школа, книги, всё влияет на нас, оставляет в нас взгляд на жизнь, который в соответствующий момент проигрывается в нашей голове очень быстро.
Мы реагируем автоматически, и очень важно здесь не давать потоку течь гладко. Сделать что-нибудь. Поставить под сомнение, начать бороться с ним. Достаточно несколько секунд сопротивления, чтобы, в конце концов, повернуть этот поток. И без мудрости это обречено на провал. Без мудрости этот мощный поток продолжит течь.
Вы идёте заниматься йогой, и учитель просит вас сделать ассану. Учитель держит её 5 минут, у вас получается всего полминуты. После этого вы говорите себе: "Достаточно, хватит, у меня нет сил, я больше не могу". Если в этот момент мы сможем продержаться ещё несколько секунд, то именно там и будет наше продвижение. Именно там и будет наш прогресс. В следующий раз мы сможем продлить ассану ещё на несколько секунд, верно? В этих секундах наше продвижение.
Именно в этом вся идея. Именно в этом. Если раньше вы реагировали в доли секунды, то сейчас вы уже можете себя сдержать в течении нескольких секунд. В этом ваше продвижение. Несколько секунд вы держите линию, а потом накатывает Миссисипи и смывает вас. У неё очень большая сила, и если вам удалось продержаться несколько секунд, то благословите себя. Похвалите себя за это.
Таким образом, вы разрываете колесо страданий, колесо бесконечных самсарных страданий, у которого мы находимся в рабстве. Как вы видите, мы берём учение из книг и превращаем его в практический материал, полностью пригодный для жизни. Вопрос: вчера мы говорили, что сдерживая гнев, мы только откладываем момент взрыва и больше ничего.
Вопрос: вчера мы говорили, что сдерживая гнев, мы только откладываем момент взрыва и больше ничего.
Ответ: если мы делаем это без мудрости, то это никак не помогает. Это не помогает, если не сопровождается мудростью, не сопровождается осознананным усилием. Не сопровождается пониманием того, как работают вещи. В этом сила. Без мудрости сдерживание гнева только подавляет его, ничего не меняя. С мудростью мы начинаем останавливать этот поток. В ней заключено благословение. В этом вся разница. Спасибо за вопрос.
Следующий восьмой абзац.
Учись видеть Любое событие как сон.
Исследуй сущность сознания,
У которого нет начала.
В сущности это два абзаца, и мы начнем с первого.
Учись видеть любое событие как сон.
Давайте поговорим немного о сне. Вы закрываете глаза, засыпаете и видите сон. Вы находитесь в незнакомом месте, возможно, сидите на возвышенности и смотрите на мир, который перед вами , и который вы сотворили неосознанным образом.
Кто вы в этом сне? Может быть, поначалу вы этого не знаете. Вы не знаете, мужчина вы или женщина, старый или молодой. Вы не уверены до тех пор, пока сюжет сна не начнёт развиваться, и у вас не появится определённая роль. Тогда у вас возникает идея, кто вы в этом сне.
Развитие сюжета сна определяет вас внутри этого сна. Потом вы вовлекаетесь в личность, которую сами придумали и говорите: "А, я такой-то и такой-то". Вы очень быстро втягиваетесь в эту личность. Возможно, вы видите вокруг вас других людей. Их тоже придумали вы, сотворили во сне.
Но где находится это место? Где находится этот мир, эта возвышенность, эти люди? Где находится всё то, что видите во сне? Где это место? Есть пространство, которое оно занимает? Нет, такого пространства нет. Это всё в нашем сознании. Нет места, в котором это происходит, и тем не менее это выглядит так, как будто это да происходит. Верно? Вот люди, вот место, вот вы во сне, и всё это как симфония, которая исполняется без вашего осознанного управления.
Иногда во сне происходят события, которые причиняют вам сильную боль. Возможно, вы даже просыпаетесь в слезах, а когда просыпаетесь, то обнаруживаете, что это был сон, и всё там было не настоящим. А ваша боль, настоящая она или нет? Есть ощущение боли от вещей, которые не существуют. Вы просыпаетесь , и наверное , вы несколько запутаны.
Мы говорим, что это природа нашего мира.
Этот мир, который не во сне - это тоже мир нашего сознания.
Когда мы просыпаемся, происходит то же самое.
Где находится Тель-Авив? Где находится пространство, которое вас охватывает? Где находится космос? Если вы начнёте их искать, и искать хорошо, то вы увидите, что это маленькая точка в вашем сознании, которую вы проецируете.
Если вы спросите себя: "Где я?", то вы не сможете сказать, что вы в Тель-Авиве. "Тель-Авив - это понятие в вашей голове. У вас нет переживания Тель-Авива в данный момент. Это представление в вашей голове. Это идея.
И так весь мир.
Весь наш мир - это мельчайшая ментальная картина в сознании, и мы говорим, что у неё нет большей реальности, чем у реальности сна. В один прекрасный день мы проснёмся от этого сна. В один прекрасный день мы проснёмся. И практически, каждый раз, когда мы засыпаем, мы просыпаемся от этого сна. Эта реальность пропадает, когда мы спим, верно? И вместе с тем, в этой жизни у нас есть и боль, и страдание.
Мы говорим, что это точно так же, как и во сне. Полностью точно так же. То, что мы говорили о сне, полностью распространяется на мою личность, на моё тело, на людей вокруг меня. Всё это как сон. У всего этого нет самостоятельного существования, кроме того, которое я проецирую из своего сознания. Это картинки из моего сознания, которые бегут и проецируют фильм моей жизни.
В этом смысле, всё в нашем мире иллюзия, всё сон. Вчера мы проводили сравнение с зеркалом, которое отражает наше сознание. Если бы мы научились видеть всё как сон, научились бы видеть пустоту всего, то тогда, возможно, нам бы не было так больно. Когда мы просыпаемся от кошмарного сна и осознаём, что это был сон, то боль уменьшается. От чего нам испытывать боль?
То же самое и здесь. Если мы научимся воспринимать всё происходящее, как сон, то это возможно немного уменьшит нашу боль и страдание потому, что не будет объекта страдания. Возможно, мы не будем так сильно держаться за происходящее. Каждый держится за свою историю, без конца перемалывает её и без конца страдает от этого.
Если у нас кризис, трудность, проблема, и сердце наполняется болью, а из глаз катятся слёзы, и вдруг наше понимание мира меняется. Вдруг мы понимаем, что это иллюзия, сон, то это равносильно пробуждению. Это как проснуться ото сна. Прийти к этому пониманию, прийти к пониманию природы нашей реальности, то же самое, что очнуться от кошмара.
Поначалу, это может казаться странным, так как боль всё ещё чувствуется.
Мы страдаем в этой жизни. В нашей жизни есть страдание, но объект, с которым мы его связываем, не существует. Он не существует по-настоящему. Не то, что у него вообще нет существования, но у него нет того существования, которое я ему приписываю. Этого у него нет. У него нет существования вне меня. Этого у него нет. Всё приходит из моего сознания. Всё проекция моего сознания: моё тело, это место, все вы. Вы не поверите, но я вас создала.
Это вводит в заблуждение. Это над нами насмехается. Выглядит так, словно вы пришли извне. Выглядит так, будто каждый сел в машину, приехал сюда, нашёл стоянку, зашёл в здание. Будто и я приехала из другого места и пришла сюда. Так это перед нами предстаёт.
Вводить в заблуждение - это природа иллюзии. Она насмехается над нами. Я думаю, что вижу комнату, но мой глаз не может видеть комнату. Глаз видит цвета и формы. Он не видит комнаты. "Комната"- это понятие.
"Комната" - это понятие, которое я надеваю на цвета и формы, воспринимаемые моими глазами. "Тель-Авив" - это понятие, которое я проецирую на определённое скопление дорог и домов. Тель-Авива нет на этой территории. Если я буду искать Тель-Авив, я не смогу его найти.
Так же и страдание. Произошло что-то неприятное. Например, я сломала ногу. Эта боль - тоже иллюзия. Она тоже приходит из моего сознания. Это тоже понятие, которое я проецирую на собрание изначальных элементов.
Сначала кость была прямой, а теперь она не прямая. Почему это болит? Эту боль проецирую я. Если это я проецирую, то зачем же мне проецировать боль? Почему бы мне не проецировать только удовольствие?
Это важный вопрос. Сейчас мы говорим о том, чтобы учиться видеть любое событие как сон. "Окей, хорошо. Всё сон, но нога болит", - скажете вы. Я ломаю ногу. Я ломаю мою воображаемую ногу. Я иду в воображаемую больницу. Я плачу воображаемые деньги, а потом работаю на воображаемой работе, чтобы их заработать.
Почему же тогда происходят неприятные вещи, если всё это только проекция?
Потому, что в данный момент у нас нет над ней власти.
Потому что в данный момент у нас нет власти над проекциями нашего сознания.
Изначальная цель этого учения - вернуть себе эту власть.
Вероятно, вы слышали, что существуют йоги, которые умеют управлять своими снами. Ирина Пойт прекрасно этому обучает(www.ishitvayoga.com). То же самое относится и к этому миру, который не во сне. Он такой же, и я делаю ошибку в том, как я его воспринимаю.
И здесь нужно быть осторожным.
Нужно быть осторожным потому, что есть люди, которые выйдут после лекции и скажут: "Если это иллюзия, если это не существует по-настоящему, то всё неважно. Всё это сон, и потому всё это неважно". Мы говорим: "Да, это как сон, но он приносит боль, и поэтому это важно". То, что это сон не делает его менее значительным в моей жизни. Когда болит, то болит.
Как и йог, получающий контроль над снами, мы должны научиться видеть переход в иллюзию, чтобы получить над ней контроль. Мы должны понять откуда приходит иллюзия, и почему одни иллюзии вызывают наслаждение, а другие страдание. А затем научиться создавать больше одних, чем других.
Итак, наши задачи:
1. Понять, что всё как сон. Это то, о чём говорит первый абзац. Другими словами, понять пустоту вещей. Понять, что у них нет своего собственного существования. У них нет своей собственной природы. В этом понимании, они как сон. Я проецирую их природу. Она не приходит из них. Первое, мы должны понять, что всё как сон.
2. Понять, что этот сон проецирую я. Что он приходит из моего сознания.
Часто люди останавливаются на первом пункте, некоторые доходят до второго, но самое важное это:
3. Как мне сейчас получить контроль над этим сном? Не только понимание, что это сон, но и контроль над ним, чтобы в моей жизни больше не было трагедий. Мы рекомендуем не останавливаться на первом этапе.
Есть много учений, в которых в той или иной форме говорится о пустоте. Не всегда её называют пустотой, иногда "отсутствием собственной природы", иногда "иллюзией", иногда "сном". Это можно потренировать в медитации. Например, сконцентрироваться во время медитации на боли, и посмотреть, что боль как боль сама по себе не существует. Можно перейти к переживанию сна, но моё приглашение, не останавливаться на этом этапе, так как боль это не устраняет.
Сейчас важно понять, откуда всё приходит, и как я могу это изменить.
Как же всё это относится к духовному партнёрству? Вчера мы говорили о том, что не существует мужа или жены, которые обладают той или иной природой, или теми или иными свойствами сами по себе. В этом смысле они, как сон. Нет кого-то, кто приятный или неприятный, любимый или нелюбимый, любящий или нелюбящий сам по себе. Такого нет. Это сон. Это иллюзия. Иллюзия.
Не может быть кого-то, кто появляется в моей жизни без связи с моим сознанием. Они все проекция моего сознания.
Это верно и в положительном, и в отрицательном смысле. У меня есть приятный, милый и любящий партнёр, но милый и любящий он не сам по себе. Такого быть не может. Не может. Он тоже моя проекция. Так в чём различие между этими проекциями?
Наша задача - найти это различие. Что происходит? Мы встречаем кого-то, кто нам нравится, с кем нам приятно. Мы хотим быть с ним вместе, потому что нам приятно, "он делает нам приятно", но мы не понимаем его природу. Мы не понимаем природу сна. Мы думаем, что наш желанный партнёр милый сам по себе, желанный сам по себе, интересный сам по себе. И тогда мы совершаем именно ту вещь, которая его от нас отдаляет.
Что мы делаем, когда встречаем того, кто нам нравится? Что мы делаем? Пытаемся его удержать. Мы хотим удержать его рядом с собой.
Это именно то, что заставляет его от меня убежать, поскольку я не понимаю, кто он. Поскольку попытка удержать сон не работает. Я не могу удержать сон, так как сны никогда не существовали тем образом, которым я думала, что они существуют.
При моей попытке его удержать, он только ускользает сквозь пальцы. Партнёр ускользнёт.
Что означает "ускользнёт"? Иногда меня бросают, и я остаюсь раненная с разбитым сердцем. Иногда мне изменяют, и моё сердце разбивается ещё больше. Иногда они меняются. Раньше он был таким милым и приятным, а сейчас стал грубым и неприятным. Это тоже означает "ускользнуть", так как я не поняла, кто он и пыталась удержать того, кто не существует.
|