Yen lak nyam pa jo mi ja.
"Не говори о недостатках".
Сейчас наша тренировка будет несколько отличной от Lo Jong, но не слишком.
Называется она: "Не говори о недостатках других людей".
И говорить мы будем на эту тему в контексте духовного партнёрства.
Закончился медовый месяц, и мы вдруг начали обнаруживать недостатки в нашем партнёре: "Он не моет посуду", "Она не убирает за собой гладильную доску", "Он не выносит мусор"... Мы вдруг видим, что наши партнёры несовершенны. Когда мы начинаем изучать связь кармы и Пустоты, то приходим к пониманию, что любая ситуация пуста сама по себе и является лишь проекцией нашей собственной кармы.
Что тогда мы должны сделать первым делом, обнаружив недостаток в нашем партнёре?
Мы должны закрыть рот. Первым делом мы должны закрыть рот.
Это должно быть как мантра: "ОМ, закрыть рот, ОМ. ОМ, закрыть рот, ОМ".
Некоторые пары делают следующую практику. Они выбирают видеть в своём партнёре Учителя или просветлённого, который пришёл для того, чтобы обучать их. Они могут быть женаты или нет, не имеет значения. Важно то, что они выбирают видеть в своём партнёре просветлённого Учителя или, иными словами, Будду. "Мой партнёр или моя партнёрша - Будда. Будда не ошибается. Будда ничего не делает случайно. Если он говорит или делает что-то, то для того, чтобы меня научить. Всё для того, чтобы меня научить". И если вы решите начать это практиковать, то увидите насколько это непросто. Сразу, как только вы делаете этот выбор, он становится почти невозможным. "Ой, что я сделала! Ошиблась. Забыла".
И это начинается буквально сразу.
И что делать тогда? Использовать специальные техники. Одна из них - это вести дневник. Кто-то из присутствующих уже ведёт дневник? Очень хорошо. Думаю, что через полгода будет ещё больше. Вы посмотрите на тех, кто ведёт, позавидуете им и тоже начнёте.
Цель дневника - наблюдать за нашим сознанием, за нашим поведением, за нашими словами, за нашими мыслями. И мы должны вести дневник, чтобы не забывать. Вы помните, о чём вы думали вчера после обеда? Вы не помните. Очень много мыслей прошло с того момента. Очень много было сказано с того момента. Мы не обращаем внимания на то, что происходит в нашем сознании, но всё, что происходит в нашем сознании, оставляет ментальные записи, которые через некоторое время превращаются в наше будущее.
Если мы действительно стремимся уничтожить страдание, то мы должны научиться слушать своё сознание, должны изучить его, чтобы затем преобразовать. И ведение дневника-это тот научный инструмент, который помогает увидеть, что происходит в нашем сознании. Это обратная связь, благодаря которой мы можем понять, что нам нужно изменить.
Если вы уже начали вести дневник или собираетесь это сделать, то я должна вас предостеречь от ошибки, которая есть у многих. Мы с лёгкостью обнаруживаем недостатки у других, у наших партнёров. "О, я должна сказать ему, чтобы он мыл посуду после завтрака и чтобы мыл раковину после того, как закончит мыть посуду". Это называется вести дневник партнёра, а это не наша задача. Наша задача вести свой собственный дневник.
Мы все с лёгкостью обращаем внимание на недостатки других и не хотим видеть свои собственные, а именно это и является целью дневника. Ведём мы дневник не для того, чтобы плохо себя чувствовать по отношению к себе самим, а для того чтобы иметь возможность изменить себя и, как результат этого, перестать страдать. Если вы обратили внимание, что пишите в дневнике то, что хотите сказать другим, то это неправильное направление.
Если наши партнёры говорят или делают что-то, что выводит нас из себя, то, что мы пишем в дневнике?
Мы не записываем: "Я скажу ему сейчас, чтобы мыл посуду или убирал гладильную доску".
Что мы делаем? Мы смотрим и видим "раздражение". "Вчера в 10.00 я вышел из себя, когда произошло то-то и то-то... "Мы смотрим на наш гнев, а не на то, что произошло. То, что произошло-это результат гнева, который есть в нас. Раз есть гнев, то он ищет плечики, где бы себя повесить. Из-за этого наши партнёры делают то, что они делают и этим выводят нас из себя. Но до тех пор, пока наше внимание направлено на них, мы не признаём правды о нашем гневе, мы не делаем усилия сопротивляться ему и преодолевать его.
И если наши намерения в этой работе серьёзны, в работе преобразования нашего сознания, то когда что-то происходит, вызывающее в нас гнев, то мы должны смотреть на нашу реакцию, а не на действия партнёров.
И тогда фокус начинает меняться, фокус перемещается внутрь. Важно напомнить, что может быть и так, что вы всё это выслушаете, а потом скажете: "Ок, всё это хорошо, но такое поведение для меня неприемлемо, оно неправильное и я должна его изменить".
Этот соблазн присутствует всегда. Соблазн посмотреть наружу, а не внутрь. В действительности мы не можем судить другого человека, в действительности мы не можем знать истинных намерений другого человека, мы не можем знать кто он. Почему он в нашей жизни? Почему он делает то, что делает? Какая у него причина продолжать делать то, что он делает? В Буддизме говорят, что пока мы не достигнем уровня Будды, уровня просветлённого сознания, мы не можем судить других людей. Мы не можем читать их мысли, мы не можем знать, почему они делают то, что делают. И если мы выбрали в наших отношениях видеть в другом человеке Будду, то он и подавно не может ошибаться. Просто не может ошибаться. Даже, если он не моет посуду или не убирает со стола тарелку, он всё равно не ошибается. Возможно, он давит мне на кнопки, которыми я должен в себе заняться, чтобы подняться на следующий уровень. И усилие состоит в том, чтобы увидеть пустоту наших партнёров. Увидеть, что они не являются такими или этакими сами по себе, и что это наш выбор либо:
*Увидеть в этой ситуации встречу с Буддой, который пришёл в мою жизнь, чтобы поднять меня на следующий уровень, надавливая на нужные кнопки.
*Или партнёра, который выводить меня из себя.
И сейчас это мой выбор. Понятно, что тот, кто практикует Lo Jong ,выберет первый вариант, хотя это совсем непросто.
Это совсем непросто, так как наши привычки очень сильные. Они у нас уже очень давно ещё из прошлых жизней. Так что совсем непросто ловить себя в самом начале раздражения и использовать возникшую возможность. Так как же мы всё-таки можем к этому прийти? Как мы можем прийти к такому отношению, чтобы неприятные ситуации стали игрой. Как же к этому прийти?
Для этого мы должны засевать соответствующие кармические семена. Чтобы появились плоды, вначале должны быть саженцы. Мы обязаны научиться работать со своим сознанием.
Из всего вышесказанного следует два вывода:
1. Первое. Стараться насколько возможно быстро ловить себя на возникновение раздражения, гнева или другой
отрицательной эмоции. Поймать себя на этом и подумать: "Большое спасибо, что ты помог мне. Большое спасибо, что ты помогаешь мне познакомиться с той частью моего сознания, где нет чистоты, и которая доставляет мне столько страдания".
2. Второе. Натренировать себя на том, чтобы видеть в другом человеке чистого, святого.
Это совсем непросто. Это тренировка. Это прямо противоположно тому, к чему мы привыкли, но усилие сделать это засевает семена. "Ок, я решил, что ты чист, а ты опять делаешь то же самое. Чистый человек не может этого делать, значит, ты не чистый. Но вчера я решил, что буду стараться видеть в тебе чистого". Нашим старанием мы и засеваем эти семена. В следующий раз нам удастся удержать себя ещё чуточку дольше, может ещё на секунду дольше, и это очень много.
И у людей, которые делают эту практику, партнёры потихоньку-потихоньку начинают становиться всё более чистыми. Начинают проявлять себя, как чистые. Они на самом деле начинают становиться для нас чистыми, так как сами по себе они пусты. Так как мы создаём их своим сознание. Они являются проекцией нашего сознания. Чем больше мы будем тренироваться в том, чтобы видеть их чистыми, они будут становиться всё более чистыми. Они на самом деле будут становиться чистыми. И зависит это только от того, насколько мы являемся безумными йогами, которые практикуют Ло Джонг. Только от этого.
И здесь очень важный момент: я вижу, что мой партнёр делает что-то не так, я вижу его недостаток. Я вижу недостатки в его поведении. И, как правило, это будет именно то, что мы бы записали о себе самих в свой дневник, если бы его вели.
И это было бы именно то, чем бы мы ни стали слишком гордиться в себе самих, и именно это мы перебрасываем на своих партнёров. Чтобы преуспеть в этой практике, нужно держать линию. Повторите:Sin tsam. Sin tsam -переводится, как держать линию. Вы решили, что ваши партнёры чистые. И это можно сделать буквально сейчас. С момента, как вы это решили, вы должны держать линию. С этого момента вы держите линию, и не важно, что делают ваши партнёры, вы держите линию. Вы не отказываетесь от своего выбора ни при каких обстоятельствах. Это и называется Sim tsam.
Это священная практика. Это практика, которая освобождает от самсары. Вы настаиваете на своём решении. Вы постановили, что ваши партнёры чистые, и они не могут сбить вас с толку. И сейчас, чтобы они не делали, не может запутать вас. Они в любом случае остаются чистыми.
Это будет трудно. Это очень трудная практика. Очень трудно удерживать чистый взгляд, в отношении недостатков других.
Почему мы вообще видим недостатки в других? Потому что мы сами нечистые, наше сознание нечистое.
Из-за этого мы видим недостатки там, но то, что мы видим там, является отражением нашего сознания.
И пока мы тренируемся, мы будем продолжать видеть недостатки. У нас есть очень много того, что нужно очистить. И тем временем мы будем продолжать видеть недостатки.
Я настаиваю на том, что недостатки они не там, они здесь. И я использую то, что вижу как проекцию, чтобы над этим работать.
Чем лучше вы удерживаете линию, тем быстрее ваше продвижение. Это и есть суть Ло Джонга. Это и есть преобразование сознания. Вы сами себя тренируете таким образом. И это будет трудно, так как наше сознание на протяжении многих жизней воспринимало других людей, как будто они существуют сами по себе. "Недостатки в них", так мы привыкли видеть мир. Так, словно мир приходит к нам извне. И тренироваться в этом будет нелегко. Это трудная часть, но прелесть в том, что чем больше мы будем в этом тренироваться, тем легче и легче нам будет. Нам будет всё легче и легче, а "они" при этом начнут меняться. Они начнут меняться, и это будет поддерживать нас. Однако в начале, до того момента, как они начнут меняться, вы должны держать линию и ни в коем случае с неё не сходить. И даже если вы делаете усилия удерживать линию и не падать, и даже если вы решили, что ваш партнёр просветлённый, что он Будда, что он пришёл вас учить, всё равно время от времени будут подниматься отрицательные эмоции. Будут подниматься гнев, ревность, возмущение, неприязнь. Всё это по-прежнему будет подниматься, так как решение видеть в нашем партнёре Будду ещё не уничтожает отрицательные эмоции в нас самих.
Для прекращения нашего гнева существует очень логичная мысль: "Если человек, с которым я живу Будда, то для чего он пришёл? Будда только и ищет, как бы привести меня к просветлению. Это его единственное занятие, единственная карьера. Единственная его забота-это привести меня к просветлению. Каждая вещь, которую он делает, предназначена именно для меня, предназначена для того, чтобы привести меня к просветлению. Он сейчас там сидит, делает то, что делает; говорит то, что говорит только с одной целью - привести меня к просветлению, освободить от страдания и поднять на более высокий уровень.
И сейчас мы подошли к трудному моменту в этом учении. Когда наши партнёры говорят или делают вещи, которые хороший человек не должен говорить или делать, а мы при этом всё равно продолжаем удерживать линию. Мы всё равно продолжаем удерживать линию, даже если не понимаем, почему они говорят то, что говорят, или делают то, что делают и почему причиняют нам боль или обиду.
Если вам это удаётся - это уже огромное благословение. Если вам это удаётся-то это уже большой прорыв в сторону очищения. Это огромный прорыв потому, что вы уже не смотрите на то, что есть, так как то, что есть - это результат прошлого, результат посаженного в прошлом.
Вы говорите: " Я намерен очистить свой мир, и я верю, что есть путь его очистить, и я верю, что есть люди с чистым сознанием". Это и есть суть прорыва. Наша ответственность удерживать линию, создаёт нам
великолепную карму. Она сажает семена, которые когда взойдут, а на это потребуется время, то сделают наш мир гораздо более чистым, а наши партнёры на самом деле превратятся в Будд. Их недостатки исчезнут, так как ваше сознание станет более чистым, и вы сможете увидеть их более чистыми. Это происходит одновременно. Это кажется безумным, но это работает. И работает очень сильно. Это и есть Ло Джонг.
Trang ma guk.
Не устраивай провалов.
Это означает: не ставить вашему партнёру капканы. Не ставить капканы.
И тут существует несколько путей, как этому можно научиться. Первый пут, и об этом уже шла речь, это
не отвечать критикой на критику, ударом на удар, гневом на гнев.
Но сегодня мы изменим перспективу и посмотрим на эту тему под другим углом. Меня несколько человек спросило, если мы не хотим реагировать на ситуацию с гневом, то, как мы его можем в себе уничтожить?
Мастер Шантидева сказал, что гнев - это самая большая поклажа, которую мы тащим на себе и самый большой наш враг. Он нас постоянно убивает. Он отталкивает от нас людей. Он создаёт нам огромные проблемы. Выслушав всё это, мы говорим: "Ок, я пытаюсь сдержать гнев, но тогда он накапливается внутри и потом прорывается наружу. В сущности, я только отсрочиваю взрыв".
И что тогда будет? Мы начинаем тренировать то, чему нас научили. А научили нас, что выходить из себя это плохо и реагировать с гневом - тоже плохо. `” Ок, он сказал неприятные вещи, а я молчу, ничего не говорю”. Что тогда происходит? Мы превращаемся в специалистов по вынашиванию мести. Мы храним свои счёты в тишине. "Хорошо, сейчас я не открываю рта, но когда настанет час, когда настанет час, вот тогда я тебя поймаю, вот тогда я скажу тебе всё, что у меня накопилось”. Целая долгосрочная программа. В действительности происходит то, что мы держим в себе неприязнь, держим неприязнь, и часто даже не помним, что именно её вызвало, почему мы открыли счёт, что у нас есть к этому человеку? Почему у нас чувство обиды к нашему партнёру? Мы даже не помним причины, но при этом нам неприятно, дискомфортно, потому что мы держим в себе неприязнь, даже не помня, какова была причина.
Правда состоит в том, что логически мы не можем выделить что-то, что вызвало нашу неприязнь. Просто в нас есть неприязнь, которая ищет плечики, куда бы себя повесить. И наступит день, когда наше настроение измениться, мы избавимся от неприязни и вновь пойдём вместе с нашим партнёром в кино. Наступит день, когда мы спустимся с дерева. Ведь верно? Так зачем же тогда сидеть на дереве сейчас? Возможно, что через 12 часов мы забудем, кто знает. Возможно через три дня. У каждого это берёт своё время. В какой-то момент мы слезем с дерева. Это обязательно случиться, возможно, через три дня, возможно через день, возможно через два дня. Это наступит! Раз так, то в своём сознании мы можем начать сокращать время. Сокращать время. "Ок, я по-прежнему не прощаю, не прощаю, не прощаю, но вместо трёх дней я побуду там два". Для чего это делать? Ведь пока я там, пока я на дереве, пока я держу это в себе, каждое такое мгновение создаёт 64 семени неприязни. И все они вернутся ко мне. И все они продолжат создавать вещи, которые вызовут во мне раздражение вновь, потому что я посадил эти семена. Мгновение раздражения создаёт 64 мгновения раздражения. И карма всё время набирает силу. И всё это вернётся ко мне в гораздо более тяжёлом виде. В виде врагов, которые нападают на мою страну, так как карма всё время становится сильнее и сильнее.
И если я понимаю, как это происходит, то я поставлю себе будильник. Ок, истекли 12 часов, и вы слезли с дерева. Слезать в любом случае придётся. А теперь поставьте будильник на 10 часов. Для чего страдать лишних два часа. Пока мы держим в себе неприязнь, мы страдаем. Когда мы начинаем в этом совершенствоваться, то время начинает сокращаться, сокращаться, сокращаться и возможно... Почему 10 часов, а не один час, или одна минута? Почему не сойти с этого немедленно? Почему вообще надо входить в состояние неприязни? Это и есть тренировка. Это тренировка. Говорить об этом намного легче , чем делать. Наши привычки имеют очень глубокие корни, но подумайте, какое благословение к вам придёт, когда не надо будет сохранять в своём сознании место для неприязни.
Сколько места освободиться? Сколько радости может там поместиться? Сколько творчества может там поместиться? Это высвободит нам время. Это высвободит нам очень много времени.
Есть проблема, есть очень большая проблема в том, что мы держим в себе гнев. Эта проблема нас убивает. Гнев нас убивает. Каждое мгновение гнева, неприязни сжимает наши каналы, сжимает нашу энергию. Это убивает нас. Что происходит с точки зрения кармы? Наш партнёр говорит или делает что-то, что нам не нравиться. Мы в ответ молчим, но начинаем готовить месть. Это не только не решает проблемы, наш партнёр и дальше продолжит делать то, что он делал, но с этого момента мы начинаем закладывать семена получения того же самого только в гораздо большем размере. Это то, что происходит с точки зрения кармы. Этот путь не работает. Этот путь не работает вообще. Но что? Мы к нему очень привыкли. Мы так выросли.
Этого мало, всё ещё гораздо хуже. Когда, наконец, наступает подходящий момент для удовлетворения нашей мести. И мы, наконец, выплёскиваем на наших партнёров всё, что мы о них думаем, они просто не понимают, о чём мы вообще говорим. Они вообще не связывают одно с другим. Они не делают никаких выводов, которые мы бы хотели, чтобы они сделали. Они видят только то, что мы взорвались. И сейчас абсолютно невозможно находиться рядом с нами, мы непереносимы. Так что эта система не работает вообще. Она не работает от начала до конца. И вместе с тем, мы возвращаемся к ней снова и снова, и проблемы возвращаются снова и снова. Одна и та же проблема вновь и вновь возвращается. В Буддизме говорится, что есть много населённых планет, и есть много галактик с населёнными планетами. Но пока мы эту тему оставим. Вернёмся к нашей планете. Наша цивилизация существует около 50000 лет. Из них описано около 5000 лет. Больший период не имеет письменных свидетельств. И на протяжении всех этих 50000 лет мы привыкли отвечать агрессией на агрессию."Они сделали мне , значит сейчас я сделаю им. Око за око, зуб за зуб".В нас это сидит очень глубоко и изменить это очень непросто. Очень непросто. Но именно для этого приходили дикие йоги и сжигали дома, чтобы помочь нам
освободиться от этого, как можно быстрее. Но нам вовсе не нужно сжигать дома, нам нужно сжигать предохранители нашего гнева. Понять что подход, которым мы пользуемся , для нас очень привычен, он сидит в нас очень глубоко, но он абсолютно не работает. Абсолютно не работает.
Это означает, что этот подход действует, он делает нас несчастными. Это его предназначение. Нам очень глубоко внушили, что реагировать надо именно так. Очень, очень глубоко. Мы говорили на эту тему в других местах. Сейчас мы воюем за мир. Воюем за мир. Мы считаем, что правильно выступить с протестом против войны. Что такое протест? Это отпор. Наша культура в это верит. Мы используем это с нашими партнёрами, в нашем доме, мы используем это и в международных отношениях. Мы всюду это используем.
Проблема в том, что насилие порождает новое насилие. Это закон кармы. Насилие порождает насилие и гораздо более сильное.
Если мы всё это понимаем, то начинаем испытывать неприязнь к ситуациям , в которых мы создаём и удерживаем в себе гнев. Если вы не замечаете момент возникновения гнева, то используйте знаки. Как только вы почувствовали, что вы правы , а кто-то другой нет, то это должно стать звоночком, что пора будить охрану. Как только вы начали судить другого- это, и есть начало гнева и неприязни.
И в конце концов, настанет день когда мы забудем, что он или она нам сказали или сделали, настанет день, когда мы и их забудем, когда мы забудем вообще всё, а карма останется с нами. Она останется с нами и будет определять качество нашей жизни, уровень нашего страдания и радости, хотя мы уже забудем , что там произошло. Абсолютно забудем.
На этом курсе был приведён красивый пример. Нам снится сон, что у нас есть ребёнок, и этот ребёнок умирает.
Мы испытываем огромное страдание. Мы просыпаемся с чувством боли и огромной потери в то время, как ни ребёнка , ни его смерти не было. Всё было во сне, а мы при этом испытываем боль. Боль сопровождает нас. Эта боль и есть карма, которую мы посадили в тот момент, когда решили удерживать в себе неприязнь. Мы уже давно забыли ,что это было, и кто это был. Возможно это было 100 лет назад. Но ущерб от этого мы тянем за собой, и от этого мы несчастны. Из-за этого мы не умеем радоваться.
Если мы всё это понимаем , и если мы постепенно сокращаем время нашей неприязни, и в конце концов нам удаётся остановить её в самом начале, в тот момент , когда возникает боль. Если мы к этому приходим , то мы перестаём винить в чём-либо другого человека. Конечно, для этого надо понимать Пустоту. Но если мы способны к этому прийти, то мы уже начинаем убирать страдание из нашей жизни, убирать все болезненные ситуации. Они перестанут приходить в нашу жизнь, так как мы перестанем сажать семена, из которых они прорастают. Ваша жизнь очистится очень быстро, если вы сможете это сделать.
Одна из тем, о которых идёт речь в "Йоге сутре"- это ненасилие- Аимса. Скажите:"Аимса, ненасилие".
Кармические последствия ненасилия, не причинения ущерба другим -это полное отсутствие конфронтаций и опасностей в нашей жизни.
Даже в мыслях не причинять никому зла. Наши партнёры делают, то, что делают, а вы их даже не судите. Не храните неприязни, не держите в себе ничего.
Если вы придёте к состоянию, что уничтожите все семена насилия в себе , включая мысли, то ваш мир станет более спокойным. Исчезнут враги, которые будут нападать на вашу страну, ведь мы сами их создаём тем, как реагируем за обеденным столом на неприятные нам слова или неубранную посуду.
|